очень сумбурно, очень много и длинно, и очень на эмоциях, финал ласт оф аса.
читать дальшеВ первую очередь хочется сказать, что за сцену, когда две инвалидки пиздятся на берегу моря - нужно забронировать котел в аду. Это было настолько трэшево, бездарно и настолько... Немощно в эмоциональном плане?.. Эта сцена не вызывает ровным счётом ничего, никакого эмоционального накала, никакой эмпатии. Кроме изумлённо выгнутых бровей и подозрения, что у кого-то совсем поехала кукуха, раз это позорище не вырезали из игры. Откусанные пальцы Элли - просто ну туда же, для чего и зачем, какой смысл это несёт? Чтоб потом сбацать сцену с гитарой, типа Элька настолько сломлена и изменилась, что даже на гитаре играть как раньше не может? Ну спасибо, бляха. Пальцы-то можно было и оставить. Охренеть, что хоть не указательный с безымянным додумались оттяпать.
Да, среди трэшака-драки-инвалидок вдруг вылезает миллисекундный флэшбек с Джоэлом - и он как нож в желудок и до самого позвоночника, больно, аж слёзы катятся из глаз. Но этого же эффекта можно добиться другим способом (или побоялись, что без контрастов ничего не выйдет? И опять сделали чтоб уж НАВЕРНЯКА, как до этого многие сценарные ходы и сцены чисто "ну чтоб уж НАВЕРНЯКА ПРОБИЛО")
Вообще, когда Элли приехала в Санта-Барбару, я подумала: о, а вот щас было бы круто, если бы Элли нашла измученную, изломанную морально и физически Эбби, спасла её... И осознала, что на этом как бы всё, добивать уже некого, достаточно мести. И они такие стояли бы у лодок - обе в кровище, живого места на теле нет, эмоционально искореженные - и отпустили друг друга с богом, можно даже со словами "я тебя прощаю". Катарсис, как он есть. Но НЕТ. Да, меня впечатлила вставка с Джоэлом, и то, насколько красиво-тленно Элли смотрелась, сидя в воде. Но когда я думаю о том, что этому предшествовало... Я рыдала, а моя жопа пылала, в общем.
Когда игра возвращается к прохождению за Элли, идеально-наглядно-очевидно становится, на каком разном уровне по эмоциональному вовлечению игрока история Эбби и история Элли. Когда Эбби пришла в океанариум, я подумала, что не хочу видеть, как она найдёт трупы. Но когда Эбби рыдала у трупа Оуэна - я внезапно поймала себя на мысли, что мне жалко Оуэна, очень, но мне совсем не жалко Эбби, потому что она виновата сама. Это она втянула Оуэна. Это она зациклилась на мести. Это она сломала свою жизнь и жизни своих близких.
Зато дальше, в прохождении за Элли больно каждую секунду. Когда понимаешь, что среди умиротворения и живописных пейзажей Элли все ещё варится в своём аду и проходит через жёсткий ПТСР. Когда осознаешь, как она похудела. Когда видишь её в куртке Джоэла. Когда кажется, что это вот - последний разговор Элли и Джоэла (что в итоге не совсем так, и на сцене последнего разговора уже рыдаешь взахлёб), и что она так свински с ним себя повела. Да... Много отчего.
Но всё-таки чем хороша была линия Эбби - своими посылами, внезапно. Про саморазрушение в первую очередь, про то, как сильно Эбби разрушила себя и сама во всём виновата. Я немножко не понимаю, когда говорят, типа Эбби закрыла свой гештальт с местью и поэтому смогла пойти дальше, а Элли не сможет. Нет, закрытие гештальта Эбби вообще ничего не дало, она всё так же просыпалась от кошмаров, а её жизнь всё так же шла по пизде. Но вот когда она пошла искупать свои грехи и возвращается, чтобы спасти детей - вот тогда всё меняется, даже сны становятся спокойнее. А не из-за закрытого гештальта. Она поняла, что за ней слишком большой кровавый след. Она бы, и не найдя Джоэла, смогла прийти к философии спасения, а не убийств - и вот в этом главный смысл её линии, по-моему. Лев становится её моральным компасом, и спасибо Леву, кстати, за то, что Эбби не убивает ни Дину, ни Элли - отказывается от нового круга мести благодаря нему. Это потом уже нотидоги кидают Эбби в лагерь на плантации рабов, потому что за искорёженную жизнь Элли ей должно было кармически отлететь и дальше всё ещё. А Элли, встретив её, настолько изменившуюся, должна была осознать, что за местью есть что-то ещё очень важное, и она должна отпустить, чтобы это важное найти.
Довольно стрёмно наблюдать, что Элли и Томми идут по тому же пути, по которому прошла Эбби - они из-за фиксации на мести руинят себя и свои отношения с людьми, которых любят.
Я не простила нотидогам все ходы с манипулированием. Я не одобряю многое в игре. Мне кажется, что они переборщили вот с этими ходами "ЧТОБ УЖ НАВЕРНЯКА ПРОНЯЛО" - особенно в линии Эбби. У меня горела жопа, когда они убили Яру - это тоже было слишком нарочито. Сценарию надо было позарез привязать Эбби к игроку эмоционально, поэтому сценаристы повели Эбби через её главный страх - боязнь высоты, и всё ради чужих детей, не забываем. Потом Эбби чуть не сдохла от мутировавшей за трицать лет НЁХ в больнице, всё ещё пытаясь найти лекарство для чужого ребёнка. А потом сценаристы просто убивают этого ребёнка, чтоб игроков накрыло чувством, что всё было зря, и оправдать этим то, что Эбби убивает своих же соратников ВОФ - ведь они только что убили девочку, которую мы так упорно спасали, а ещё у нас мальчик Лев, которого надо защищать.
Я не очень довольна тем, что нотидог проводят своих персонажей через ад (все страдают всю игру - девиз сценария). Но с другой стороны на таких контрастах ещё ярче работают милые сцены и флэшбеки.
Я вообще не очень довольна, как они обыграли тему мести со стороны Элли. У меня осталось ощущение, что нотидог не понимали, как именно они хотели её историю закончить и что именно рассказать. Читала, что они сравнивают развитие наших двух ГГ с сериалом "во все тяжкие", и... Нет. "Тяжкие" филигранно провели зрителя по дорого "сочувствуем ГГ - чтоб ты сдох, ГГ! - снова любим ГГ, но концовка единственно-верная". В игре это не работает, ты всегда остаёшься на стороне Элли. Возможно, нотидог недооценили то, какую прочную эмоциональную связь они в первой части создали в треугольнике Джоэл-Элли-игрок. И насколько жестокое убийство Джоэла будет эмоциональным для игрока.
Но наверное мне всё-таки нравится, что игра порой очень успешно разводила меня на эмоции, и я не помню, над чем в последний раз я пролила такое количество слёз. Концовка тленная, но она несёт посыл уже даже не о мести - а о том, что мы можем не успеть сказать своим близким, как сильно мы их любим. И от этого больнее всего.
Я буду ещё долго переваривать увиденное, наверное, и не могу вынести игре оценку. Пока точно могу сказать, что нотидог капитально проебались с линией Эбби, когда пытались вытянуть судьбы Эбби и Элли в один ряд и создать одинаковое эмоциональное вовлечение. Не получилось. Даже обе драки Элли и Эбби тупо не работают и прям позорище. Но всё остальное... Пока затрудняюсь оценить.
Я буду надеяться, что Элли найдёт свой покой.